Как перевезти автомобиль или мотоцикл. Все способы и правила транспортировки.

Необходимость перевезти автомобиль или мотоцикл в другой регион, иногда – на обычное для нашей страны расстояние в тысячи километров возникает и при переезде на новое место жительства, и при купле/продаже “железного друга”. Какой способ перевозки выбрать, чтобы ваш “железный конь” прибыл к месту назначения в целости и сохранности? Как сопоставить и оценить плюсы и минусы?

По железной дороге

Железнодорожные перевозки любых крупногабаритных грузов (не только автомобилей) считаются особенно надежными и беспроблемными: здесь исключены столкновения “изо лба в лоб”, заносы, гололед, другие типичные для автодорог ЧП, связанные с климатическими условиями и с национальной проблемой России – “дураком за рулем”. К тому же в некоторых случаях доставка автомобиля по железнодорожным рельсам является единственным возможным вариантом (например, на территории БАМа). “Минус” железнодорожных перевозок – высокие тарифы, на которые жалуется большинство клиентов РЖД. То же самое можно сказать и о перевозке автомобиля в отдельном железнодорожном контейнере, которая гарантирует сохранность груза, но обойдется клиенту “в копеечку”, так что этот способ стоит рассматривать лишь при перевозке дорогих автомобилей. Также к минусам доставки автомобилей и мотоциклов железнодорожным транспортом можно отнести особенности железнодорожного расписания, возможность задержек грузового состава из-за перегруженности путей и других форс-мажорных обстоятельств, а нередко и отсутствие путей “Российских железных дорог” поблизости от конечного пункта следования. В таком случае приходится везти автомашину или мотоцикл до ближайшей железнодорожной станции, а далее транспортировать вашего железного товарища в фургоне эвакуатора. Вывод: такой способ оптимален в зимний сезон (когда происходит большинство автомобильных аварий) или при дальних перевозках.

На крыльях Аэрофлота

Доставка автомобиля авиатранспортом – самый экзотический способ доставки автомашин, что связано с величиной тарифов. Он применяется при покупке автомашины за границей, требующей прохождения процедуры растаможки, или же если время не ждет. А в целом такой способ транспортировки “железного друга” по карману разве что миллионерам или арабским шейхам, которые любят и дорогие автомобили и демонстративные расходы.

По морям, по волнам

Этот способ – один из самых дешевых, но не самый быстрый, если вы не живете в порту. Как правило, этот способ транспортировки применяется, если вы покупаете автомобиль в Америке или в Японии. Он считается достаточно надежным, учитывая, что морская доставка автомобилей производится преимущественно в контейнеровозах, гарантирующих сохранность груза. С другой стороны, доставке груза морским транспортом вовремя могут помешать неблагоприятные метеоусловия, заставляющие задерживать рейс, а бури и шторма по-прежнему грозят даже самым надежным кораблям.

Своим ходом

Этот способ выбирают многие “частники”, считающие его по старинке одним из самых безопасных и во всяком случае самым дешевым. “Пока такой дорожный ас, как я, за рулем, с моим железным товарищем ничего не случится”, – считают они. Действительно, такой способ неплох для опытных водителей, покупающих машину в ближайшем регионе и просто для любителей странствий. Совсем другое дело, если вам нужно везти машину через пол-России за тысячи километров. Одна только стоимость бензина обойдется вам “в копеечку”. В случае поломки автомобиля вам придется срочно искать ближайший пункт автосервиса, который может оказаться за много километров, и как-то добираться до него вместе с вашим “железным конем”. А если вы устанете от долгого пути и уснете в дороге, последствия могут быть самыми неприятными и для вас и для вашей машины.

На чужих колесах

Это самый универсальный способ, позволяющий перевозить надежно и относительно недорого и автомобили и мотоциклы. При этом вы можете выбрать несколько альтернативных вариантов – от доставки эвакуатором (одинаково годится для перевозки как новых, так и бывших в употреблении машин, а также мотоциклов, для которых не обязательно заказывать специальный эвакуатор) до транспортировки автовозом.

На эвакуаторе

Этот вариант позволяет доставлять к месту назначения и новые и побывавшие в употреблении автомобили, а также автомобили, пострадавшие в ДТП. Подвижная платформа эвакуатора позволяет перевозить автомашины с блокированными колесами или вовсе без колес, а также спортивные автомобили. Этот способ достаточно мобилен, но пригоден лишь при транспортировке машин на “средние” по российским масштабам расстояния. При этом нужно обращать внимание на:

1) наличие услуг по страховке машин, которая поможет если не избежать попадания в дорожные ЧП, то хотя бы свести к минимуму их неприятные последствия.
2) опытность и стаж водителя-экспедитора,

3) специфику моделей эвакуаторов, которые эксплуатирует данная компания. Оптимальный вариант – эвакуаторы со сдвижной платформой, обеспечивающей наибольшую сохранность доставляемого автомобиля.

Как перевезти мотоцикл

Мотоцикл можно вести как на специальном эвакуаторе, так и на обычном автомобильном эвакуаторе, предварительно надежно зафиксировав “железного коня”. Также его можно перевозить:

1) в прицепе (этот способ хорош для перевозки больших мотоциклов или сразу нескольких мотоциклов),

2) на платформе (оптимален, когда нужно перевезти несколько мотоциклов),

3) внутри автотранспорта (способ, который подходит для небольших мотоциклов),

4) методом частичной погрузки с креплением за переднее колесо (не самый лучший вариант, если дорогу в колдобинах и ямах строили или ремонтировали те легендарные граждане, из-за которых происходит добрая половина бедствий России).

Словом, здесь имеется множество способов, у каждого из которых есть свои плюсы и минусы

Доставка автовозом

Этот вариант считается особенно демократичным способом транспортировки и обычных автомашин и машин класса “люкс” – как благодаря обширному выбору перевозчиков, так и потому, что тягачи-автовозы изначально проектировались именно для транспортировки автомобилей. Здесь более гибкие маршруты и тарифы, чем при перевозке железнодорожным транспортом, не говоря о авиаперевозках. Возможность отслеживать следование груза по GPS/ГЛОНАСС позволяет узнать, в какой точке находится автомобиль в данный момент и насколько верны сообщения экспедитора как о маршруте следования, так и об отсутствии форс-мажоров, которые могут грозить своевременному прибытию вашего железного друга к месту назначения.

Но и у автовозов есть свои недостатки. Это:

1) Меньшая защищенность груза в пути по сравнению с железнодорожными перевозками (особенно в контейнерах),

2) Зависимость сроков доставки от погодных форс-мажоров и происшествий на дорогах (включая осеннюю и весеннюю распутицу и зимние снегопады).

Поэтому следует обращать особое внимание на наличие в данной компании услуг страхования, позволяющих если не защитить вашего железного любимца от дорожных рисков, то по крайней мере компенсировать убытки.

Стоимость перевозки с помощью автовоза зависит прежде всего от:

1) числа машин, которые предстоит перевезти, и длительности многокилометрового пути,
2) набора услуг (обязательно включающего погрузку и разгрузку машин, основную и дополнительную страховку).

Также компании-экспедиторы предлагают различные варианты оплаты услуг – от стопроцентной предоплаты до оплаты 50:50 или оплаты после нескольких дней движения груза. Но в любом случае заказчику придется заплатить за бронирование места в автовозе, которое, подобно любой “броне”, оплачивается сразу на месте.

Также стоит учесть, что стоимость услуг по перевозке зависит от ситуации на рынке, которая меняется буквально каждый день. Большинство экспедиторов готовы торговаться и снижать цену, если видят, что потенциальный клиент может уйти к другому перевозчику-конкуренту.

Как подготовить автомобиль к перевозке автовозом

Для этого нужно:

1) вымыть своего “железного друга”, а также сделать его фото перед отправкой. Это нужно не для того, чтобы любоваться на своего верного товарища в разлуке с ним – такая дополнительная “страховка” поможет вам доказать, что обнаруженные после прибытия вмятины, царапины и другие повреждения произошли не по вашей вине, а по вине эвакуатора или возможных в пути форс-мажоров.

2) Закрыть сидения в салоне защитной пленкой, убрать антенну и другие выступающие детали, которым угрожают повреждения в пути,

3) Зарядить аккумулятор вашей машины, заполнить бак бензином, не забыть включить систему охраны, предупреждающую о злоумышленниках или подозрительных личностях, пытающихся проникнуть в салон во время стоянки фургона.

4) Не забыть упаковать в багажник запасное колесо, комплект ключей от машины, домкрат – все, что понадобится в дальней дороге.

5) Позаботиться о заблаговременной подготовке автомобильного “паспорта” – оригинала или копии ПТС, свидетельства о регистрации вашей машины в органах ГИБДД, Первый вариант необходим, если вы только что купили машину и не успели поставить ее на учет, второй – если она уже находится на учете в ГИБДД.

Стоит внимательно осмотреть сам автовоз и особенно его платформу, уделяя особое внимание:

1) чистоте платформы – “лицу” экспедитора-перевозчика, от состояния которого зависит безопасность вашего железного друга в далеком пути,

2) количеству машин, которые размещены на платформе (согласно правилам транспортировки их число должно быть меньше “счастливого числа” – двенадцати),

3) наличию страховочных ремней, колодок, фиксирующих машины в пути и берегущих их при заносах, резких поворотах и других ЧП,

4) безопасности расстояния между машинами, размещенными на дорожной платформе (максимум двадцать сантиметров).

После прибытия автовоза в пункт доставки производится досмотр машин, результатом которого становится особый акт, форма которого утверждена федеральным законодательством. В этом документе о приемке груза указываются марка и комплектация автомашины, номер, полученный при регистрации, техническое состояние и длительность пробега. Если у владельца машины возникнут вопросы к добросовестности экспедитора, этот документ будет представлен органам правосудия.

Но лучше всего заранее избежать таких неприятностей благодаря максимально внимательному выбору экспедитора. Здесь стоит учитывать заранее:

1) Известность и репутацию компании, длительность ее присутствия на рынке, отзывы клиентов (при этом нужно учитывать, что положительные отзывы могут быть и платными, а негативные – жестко “вычищаться” модератором).

2) Состояние автопарка, наличие технических ресурсов, позволяющих проследить передвижение груза, его сохранность в пути, предупредить или свести к минимуму возникающие в дороге препятствия).

3) Географию работы: чем опытней и крупнее экспедитор, тем больше направлений и возможностей он предлагает клиентам.

4) Стоимость услуг (если она существенно ниже средней по рынку, есть основания опасаться, что перевозчик демпингует). Но и высокая стоимость услуг может иметь свои выгоды, свидетельствуя о высоком профессионализме данной компании.

5) Профессионализм экспедитора, подтвержденный не только официальными документами и неофициальными отзывами, но в процессе общения. Опытный специалист способен “на пальцах” разъяснить все детали, рассказать, как производится грузоперевозка, даже только что севшему за руль стопроцентному “чайнику”.

6) Наличие услуг страхования, о которых упоминалось выше, а также компенсации за неустойку.

7) Если вам необходимо доставить автомобиль, приобретенный за рубежом – наличие услуг растаможки.

8) И наконец, помните о том, что и экспедитору необходима как можно более полная информация о ваших ожиданиях и требованиях к перевозке. Лучше всего, если эти условия будут зафиксированы в специальном договоре, чтобы избежать дальнейших недоразумений.

Счастливого пути!