Как правильно перевезти холодильник

Вы купили новый или не совсем новый холодильник? Примите наши поздравления. А вы подумали о том, как правильно перевезти его к месту непосредственного использования и сохранить его долговечность? Это не вопрос, который можно решить “как-нибудь на авось”. Предлагаем Вам изучить данную статью и полностью разъяснить для себя все нюансы перевозки такой важной бытовой техники, как холодильник. Этим вы убережете себя от лишних трат, недовольства ваших родных и близких, а также волокиты с решением о том, кто виноват и что делать. Сразу оговоримся и скажем, чтобы избежать проблем – обращайтесь к профессиональным грузоперевозчикам.

Правильная перевозка холодильника

Вопрос тривиальный, но очень важный. Перевозка холодильника – это этап в жизни бытовой техники, который характеризуется специфическими условиями. Дело в том, что при самостоятельной транспортировке, вся ответственность за поломку при неправильной погрузке, разгрузке и перевозке ложится целиком на владельца холодильника. А вот при использовании услуг транспортных компаний необходимо изучить договор о предоставлении услуг и разделении ответственности.

Главное требование, которое необходимо соблюсти – это сохранение внешнего вида и глянца холодильника, а также его непосредственных функций. Любая бытовая техника представляет собой весьма сложное устройство со своей технической спецификой. Поэтому перед перемещением и использованием нужно ознакомиться с руководством по эксплуатации. Абсолютное большинство холодильников укомплектовываются индивидуальными паспортами и инструкциями, в которых есть отдельный раздел – «транспортировка». Изучение этого раздела ответит практически на все вопросы, связанные с перемещением холодильника на любые расстояния от перемещения по квартире, до междугородних перевозок.

Доставка из магазина

Все магазины-флагманы по продаже бытовой техники предоставляют своим клиентам услуги по перевозке и доставке. Здесь необходимо понимать два нюанса, которые влияют на возможную ответственность при поломках в ходе перевозки.

Магазин самостоятельно осуществляет услуги транспортировки

В данном случае, если при транспортировке будут допущены нарушения техники безопасности, при которых холодильник сломается, то вся будущая ответственность ляжет на плечи стороны предоставляющей услугу. При этом возможно оспаривание ситуации через суд, так как магазин в 99 процентах из 100 будет пытаться доказать форс-мажор или же заводской брак изделия. В случае форс-мажора ответственность снижается, а в случае брака – вина ложится на плечи завода-изготовителя при гарантийных обязательствах.

Магазин прибегает к услугам сторонней транспортной компании

В этом случае при поломке в ходе транспортировки транспортная компания будет обязана возместить ущерб, который также может быть оспорен через суд. В данном случае все возможные разбирательства будут происходить, минуя магазин и торговое предприятие.

Изучаем инструкцию по эксплуатации

Если по какой-либо причине нет возможности изучить оригинальное руководство, то существует пять условий-рекомендаций для любого холодильного агрегата. Изучение этих кондиций поможет продлить долговечность холодильника, а также избежать неприятности при востребовании гарантийных обязательств от производителя. Условия разделены на два блока. Первый включает в себя два правила, которые связаны с устройством холодильника. Второй блок включает три правила для установки в транспортном средстве и защите от механических повреждений.

Условия, связанные с технической стороной

  1. В холодильных установках первого и второго поколения основным «источником холода» является газ – фреон. Он циркулирует по тонким трубкам, поддаваясь вакуумному воздействию от компрессора. Компрессор в свою очередь имеет множество подвижных деталей, которые покрыты смазкой. При неправильной транспортировке фреон может перемешаться с маслом и в значительной мере утратить свою функциональность. Для этого существует строгое правило – перевозить холодильник в «стоячем положении», вертикально.
  2. Перевозка связана с воздействием на холодильник вибрации и центробежных сил при движении транспорта. Это приводит к тому, что фреон неправильно распределяется в так называемой «рубашке охлаждения». «Рубашка охлаждения» – это тонкая решетка сзади холодильной установки. Эта решетка полая и представляет собой тонкие трубки – капилляры, в которых распределен фреон. Для того, чтобы жидкий газ равномерно распределился в капиллярах, агрегат должен простоять без работы не менее трех часов после установки (о различном времени «простоя» после перевозки в условиях низких температур будет сказано в разделе «Климатические условия»).

Возникают случаи, при которых покупатель сам организует перевозку холодильника. Тогда покупателю подробно разъясняются все риски и отдельно разъясняется ситуация, если покупатель планирует перевозку холодильника в горизонтальном положении.

Такой метод перевозки полностью освобождает продавцов холодильника и завод-изготовитель от всех гарантийных обязательств.

  1. После покупки холодильник упаковывается. На первый взгляд может показаться, что упаковка – это простая картонная коробка. Но думать так – ошибка. Упаковка только снаружи выглядит просто. Внутри «картонной коробки» корпус холодильника прокладывается пенопластовыми проставками, толщина которых убережет поверхность холодильника от повреждений. Так при падении холодильника проставки примут на себя основной удар, уберегая механизмы;
  2. «Фасад холодильника», а также дисплей (при его наличии), механизмы и составные части покрыты индивидуальной пленкой. Перед перевозкой необходимо убедиться в ее наличии;
  3. Холодильник – это крупногабаритная бытовая техника. Это означает, что при транспортировке возможен юз (сдвиг) по кузову. Для того, чтобы не дать устройству прогуливаться по кузову, его необходимо «законтрить». Контровка – это закрепление на определенном месте с помощью контровочной привязи или специальных устройств фиксации.

Сохранение оригинальной упаковки холодильника тоже не последнее дело. Наличие упаковки – это очень частое условие соблюдения гарантийных условий многих заводов-изготовителей. Данное обстоятельство указывается в паспорте на изделие.

Перевозка в горизонтальном положении. Кладем холодильник «лежа»

Такой вариант перевозки практически всегда связан с желанием покупателя самостоятельно доставить холодильный агрегат к месту выгрузки. Не все имеют автомобили, оснащенные кузовами с высокими бортами, а сэкономить хочется, если не всем, то почти всем.

Таких клиентов хочется и обрадовать, и предупредить. Возможность транспортировки «лежа» возможна, но нужно осознавать риски и просчитать все возможные затруднения.

На двери многих холодильников можно обнаружить информационные наклейки или логотипы. Это наклейки о гарантии на компрессор, марка, а также странное изображение с наклоненным холодильником и цифрой «40». При этом все изображение помещено под запрещающий крест. Это означает то, что холодильник запрещается наклонять более чем на 40 (в некоторых случаях 45) градусов от нормали (90 градусов) по отношению к полу.

Наклоны, которые превышают указанное значение, могут привести к смешиванию фреона с компрессорным маслом в механизме холодильной установки.

Запрет серьезный, но все запреты существуют для того, чтобы их обходить, нарушать и игнорировать.

Выбираем сторону

Холодильник представляет собой вполне определенную геометрическую форму. Это параллелограмм, а значит четыре попарно параллельные прямоугольные поверхности по бокам.

Для выбора стороны, на которой можно перевести холодильник на боку, нужно освоить два технических условия. Эти условия необходимо выяснить и соблюсти при первоначальном осмотре.

Условия:

  1. Надежность крепления дверок. Именно из-за креплений перевозка холодильника «боком на дверце» невозможна. Любой сильный толчок при перевозке и крепления могут сломаться. Вообще шарниры, навески и защелки – самое слабое место любого механизма.
  2. «Охлаждающая рубашка» холодильника, которая заправлена фреоном черпает этот самый фреон из бачка под действием компрессора. Этот бачек соединен с компрессором нагнетательной трубкой. По этой нагнетательной трубке фреон может попасть в компрессор, там смешаться с техническим маслом и дальше циркулировать в рубашку охлаждения в виде фреоново-масляной смеси. Такая смесь технически непригодна для охлаждения. По факту холодильник придет в негодность. Для того, чтобы этого не произошло, нужно положить холодильник на ту сторону, при которой нагнетающая трубка будет смотреть вверх от компрессора.

Важно! Прежде чем приступить к погрузке холодильника в горизонтальное положение нужно проверить крепления дверок и осмотреть рубашку охлаждения в задней части холодильной установки.

Не забудьте про транспортировочные болты

Опытный клиент после покупки холодильника и перед его транспортировкой всегда спросит про то, как закреплен компрессор внутри специальной камеры. Все дело в том, что жизнь холодильника от момента производства до пуска в эксплуатацию включает в себя многие километры транспортировок, погрузок и разгрузок и снова транспортировок. Это связано с повышенными нагрузками, главной из которых является вибрация.

Вибрация опасна своим воздействием на механизмы и крепежные элементы. Если первые она способна попросту разрушить, то вторые от ее воздействия могут перестать выполнять свою функцию. Например, болты и гайки от дрожания откручиваются, а элементы конструкций разваливаются.

Для того, чтобы этого не произошло с компрессором, его закрепляют на раме специальными транспортировочными болтами, которые устанавливаются перед транспортировкой и снимаются перед пуском холодильника в эксплуатацию. Опытный обыватель сам способен провести всю процедуру монтажа и демонтажа болтов.

Впрочем, данное условие касается холодильников первого поколения без функции «No Frost» (Ноу Фрост).

«No Frost»

Бережное отношение – основа долговечности любой системы. Второе поколение холодильных установок характеризуется заменой системы капельного слива конденсата на системы «Ноу Фрост». В данном случае холодильник не нуждается в периодической «разморозке.

Не следует подробно разъяснять всю подноготную устройства такой системы, но следует обозначить несколько технических нюансов.

  • Во-первых, холодильники с таким функционалом категорически запрещается перевозить горизонтально. Компрессорная установка закрепляется на специальной раме, находясь в подвешенном состоянии. Рама в свою очередь закреплена на внутреннем корпусе холодильника. При наклоне кратно возрастают нагрузки от массы компрессора на крепежную раму. При сильном ударе или вибрации крепления компрессора могут отломиться. К чему это приведет говорить не стоит;
  • Во-вторых, система «ноу фрост» полностью герметична. Слить конденсат или испорченный фреон с рубашки охлаждения невозможно.

Перевозка «лежа». Продвинутый пользователь.

Истории известны случаи, когда пред перевозкой с компрессора сливалось техническое масло. Объем его невелик. Колеблется от 150 до 300 грамм в зависимости от мощности холодильной установки. Это при условии использования жидкой смазки, так как есть компрессора использованием антифрикционных материалов и накладок на трущихся поверхностях.

В очень редких случаях сливался фреон(!). В частности, это частичный ответ на вопрос о том, как перевезти большой советский холодильник.

ВАЖНО! Данные мероприятия касаются только холодильников с солидным сроком эксплуатации. Запрещено для холодильников «без пробега».

К тому же фреон опасен для здоровья при контакте с дыхательной системой или кожными покровами человека.

Вам на какой этаж? Лифт есть?

И вот самое интересное. Холодильник был отгружен со склада, загружен в автомобиль и подвезен к подъезду. Это касается, как перевозки из магазина, так и перевозки холодильника с квартиры на квартиру. Далее или по ступенькам, или в лифте. И оба варианта со своими условностями.

В лифте с небольшими «натяжками» возможно перемещение в вертикальном положении. Значит все риски от неправильной транспортировки исчезают. Как правило, небольшие наклоны при вносе в помещение не считаются за нарушение, без них не обойтись

При отсутствии лифта, перенести холодильник сохраняя одинаковый наклон, невозможно. Ну если быть объективным, то первые два-три этажа еще можно, напрягая все силы, нести холодильник неподвижно. А после…наклон более 40 градусов, нарушение условий гарантии, возможное возникновение неисправностей.

Если холодильник перевозился в горизонтальном положении, то и переносить его необходимо той стороной, на какую он был уложен. При установке на место эксплуатации холодильник должен быть «поднят» плавно, без рывков.

Холодильники «с пробегом»

Все, что было сказано выше, в основном касается новых холодильников, которые не были в эксплуатации. Условия для перевозки холодильников, побывавших под гнетом владельца, не менее серьезны.

Все зависит от длительности срока эксплуатации. Можно обозначить три категории:

От 6 до 12 месяцев. Такой холодильник считается практически новым, под гарантийными условиями. На такие устройства распространяются все условия соблюдения норм эксплуатации и перевозки.

От 12 до 36 месяцев. Гарантия на холодильную установку уже снята, поэтому условий по сохранению гарантийных обязательств больше нет. Остаются только условиях технической эксплуатации для сохранения работоспособности.

От 36 месяцев и более. После 36 месяцев эксплуатации необходимо провести диагностику холодильной установки перед транспортировкой. То, что холодильник должен быть без продуктов – очевидно, но так же следует дополнительно разморозить его и слить конденсат. Это при отсутствии системы «ноу фрост».

Перед продажей и перевозкой одно и тоже

Перед тем, как продавать или перевозить холодильник БУ существуют одинаковые для обоих случаев правила.

Порядок действий:

  • Холодильник должен быть очищен от наружных и внутренних загрязнений. Наружные загрязнения портят эстетический вид, а внутренние приводят к появлению бактерий и плохого запаха;
  • Необходимо произвести демонтаж всех съемных частей;
  • Корпус должен быть помещен в упаковку, если она сохранилась. Если оригинальной упаковки нет, то необходимо самостоятельно изготовить упаковку. Как упаковать холодильник для перевозки? Самый простой вариант – это использование скотча, картона и пенопласта.

Климатические условия

Не следует забывать и еще про одно важное условие для перевозки. Климат. Если проще, то перевозка может осуществляться в различном температурном диапазоне приближенно от – 40 + 40 градусов по Цельсию.

На металлические поверхности отрицательно воздействуют низкие температуры, увеличивая хрупкость. На элементы из пластмассы кроме сильного холода отрицательно влияет и жара.

Если перевозка не длительная, то необходимы самые простые меры предосторожности:

  • Использование упаковки
  • Соблюдение транспортного режима со снижением тряски и механических воздействий.
  • Если перевозка длительная, то лучше всего использовать утепленные кузова грузовых автомобилей. Крытый кузов также способен защитить технику от высокой температуры и прямого нагрева от солнечных лучей.

Меры перед пуском в эксплуатацию после транспортировки при низких температурах заключены в «техническом отстое». То есть после отгрузки в теплое помещение «с мороза» холодильник должен отстоять до включения не менее 12 часов. За это время сгустки фреона равномерно займут рубашку охлаждения, а загустевшее компрессорное масло восстановит свои свойства вязкости и текучести.

Поломки после перевозки. Момент истины

Холодильник перевезен, установлен…счастливый хозяин включает его в сеть…и, что-то пошло не так.

Есть перечень характерных неисправностей, зная который можно избежать и причины его возникновения.

Проблемы со смазочными материалами

Холодильник подключен, и слышится сильный равномерный шум компрессора. Эта проблема скорее всего связана с тем, что масло в компрессоре загустело от низкой температуры. Механизмы компрессорной установки работают при повышенном сопротивлении в масле, которое по фактуре напоминает желе или кисель. Пока масло не восстановит текучесть, компрессор будет «гудеть».

Опасно! Если не дать маслу отстояться, то компрессор будет работать в условиях повешенного сопротивления. Это приведет к тому, что подвижные элементы воздушного агрегата разрушатся.

Так же посторонние шумы могут быть вызваны вообще отсутствием масла или его низким уровнем. Нередки случаи, когда объём снижается при перевозке во время критических наклонов. Так же, если при перемещении холодильник лежал на решетке охлаждения масло может смешаться с охладительным агентом.

Проблемы с компрессором

Шум компрессора равномерный, но холодильник не охлаждает. Это может быть вызвано сломом пружины установки. Вал электродвигателя вращается и издает низкий равномерный звук, но нагнетание в компрессоре не возникает.

Отсутствие звука может означать полную неисправность компрессора.

В любом случае данные поломки требуют обращения к специалисту, а значит и лишние денежные расходы.

Вот как важно знать приемы перевозки холодильных установок, а также нюансы связанные с выбором самостоятельной перевозки или использования услуг транспортных компаний. Хотелось бы еще повторить то, что перед перевозкой необходимо сделать самую важную вещь – снять полки из холодильной камеры.