Как правильно перевезти пианино
Как перевезти пианино
Пианино, или его более дорогой и сложный аналог фортепиано, в основном перевозят с места на место в трёх случаях:
- его доставка владельцу от магазина или непосредственно от изготовителя (в случае с эксклюзивными экземплярами),
- при смене владельца,
- при переезде его владельца на новый адрес.
Но во всех случаях ни в коем случае не стоит полагаться на помощь в его перевозке случайных людей. А обращаться нужно в специализированное предприятие-перевозчик, где есть обученные перевозке таких инструментов специалисты.
Любой музыкальный инструмент очень чутко отзывается на изменение условий его содержания и обхождения с ним. Перемена влажности и температуры, физические воздействия и неизбежные в таком случае деформации корпуса и самого музыкального механизма – всё это способно сбить тонкую настройку и, возможно, привести инструмент в негодность.
Кроме того, желательно максимально облегчить работу грузчикам, ибо чем меньше запредельных физических усилий им придётся потратить (а пианино, а тем более фортепиано – инструменты очень тяжёлые!) – тем больше вероятность максимально бережной его транспортировки.
Главное правило транспортировки пианино
Если есть возможность перевезти инструмент с места на место без разборки его на основные узлы – перевозите его без разборки!
Правильный строй пианино зависит не только от степени натяжения колками струн, отзывающихся на удар одного из молоточков, связанных через систему тяг и рычагов с клавишами. Чем короче струна на чугунной раме, тем выше звук она издаёт. Но чем выше звук – тем он тише. Поэтому для полноценного низкого. «рычащего» звука от удара по клавишам Ля и Си субконтроктавы на левой стороне клавиатуры звучит всего одна басовая струна в медной оплётке на каждую клавишу. А вот для того, чтобы приемлемо громко звучали ноты четвёртой октавы и нота До пятой, молоточек, связанный с клавишами, ударяет сразу по трём рядом расположенным струнам, настроенным в унисон, то есть издающих (в идеале, при точной настройке) одинаковой высоты звуки. Кроме того, их звучание всё равно было бы очень тихим, если бы не отражающая и усиливающая звуки резонансная дека из выдержанной древесины ели.
Вся эта система механизмов и акустических приспособлений находится в тщательно выверенном сопряжении деталей, и любая разборка потом потребует сборки с участием специалиста – услуги которого оплачиваются достаточно дорого!
Перевозка пианино
Если перевозка инструмента сопряжена с длительным временем транспортировки и/или везти нужно далеко, нанимается специализированный транспорт с крытым кузовом, с амортизирующей подкладкой на его дне и с возможностью раскрепить инструмент на растяжках. И для такой дальней перевозки уже часто бывает не обойтись без хотя бы частичной разборки инструмента.
А для этого желательно:
- снять нижнюю крышку – ту самую, в которую могут упереться колени при неправильной посадке. Эта нижняя крышка прикрывает механизм педалей и нижнюю деку. Снимается она обычно даже без помощи слесарного инструмента – просто нужно в нескольких местах отвести защёлки.
- Снять верхнюю вертикальную крышку (она находится над клавиатурой).
- При возможности снять ударно-клавишный механизм, уложить его в коробку из плотного картона (гофтары) по форме механизма. Дополнительно укутать воздушно пузырчатой плёнкой, все защитные слои закрепить при помощи скотча.
- Если ударно-клавишный механизм снят, то демонтировать и крышку клавиатуры, она весит до 10 кг, крепится к петлям и выдвижному механизму (при его наличии) шурупами, поэтому для демонтажа воспользоваться отвёрткой или шуруповёртом
- Звуковой аппарат – т. н. «струнную одежду» в виде чугунной рамы с натянутыми на ней струнами и резонансный щит, усиливающий звуки, лучше не трогать до последней возможности. Демонтировать его столько в том случае, если перевозка осуществляется на значительное расстояние, займёт много времени и есть возможность упаковать каждую снимаемую с пианино крупную деталь в надёжные жёсткие и полужёсткие ящики, а перевозку осуществлять в максимально щадящем режиме.
- Выбрать по возможности более благоустроенную дорогу, без рытвин и повреждений асфальта.
- Переносят пианино обычно двое грузчиков – большее количество человек использовать для переноса инструмента нерационально, они будут только мешать друг другу. Но так как вес полностью собранного инструмента бывает от 120 до 160 кг, верхнюю и нижнюю крышки всё же лучше снять. Дерево на них плотное, пропитанное разными составами и покрытое лаком, и тяжёлое.
- Строп-ленты пропускаются через самый низ пианино и уводятся в стороны так, чтобы они не касались выступа с клавиатурой. Пианино переносится только полностью на весу, перемещать его волоком недопустимо.
- При погрузке в кузов перевозчика инструмент ставят в его обычное положение, вертикально, и если машина достаточной, более 2 тонн, грузоподъёмности, то с опорой задней стенкой к одному из бортов. Между бортом и задней стенкой пианино вывешивается толстая мягкая ткань (войлок, фетр, плотное ватное одеяло). Сам корпус притягивается к борту строп-лентами, с прокладками между ними и корпусом пианино. При этом нужно убедиться, что ширина прокладок достаточная для того. чтобы они не сползли во время движения автомобиля.
При перевозке на небольшие расстояния:
Если же грузоподъёмность машины менее 2 тонн (, в случае с таким автомобилем, как ГАЗель), пианино нужно поставить вплотную к переднему, граничащему с кабиной, борту – в этом случае пианино не перекосит своим весом кузов в ту сторону, где оно стоит. И транспортировка будет более плавной, без толчков на перегруженной рессоре.
Независимо от того, на большое или малое расстояние осуществляется перевозка, долго или мало времени она займёт, нужно защитить плотной бумагой и мягкими прокладками (поролон, пенный полиуретан) чугунную раму со струнами, резонансную деку и ударный механизм. Если не снимается ударно-клавишный механизм, то между клавишами и их крышкой нужно положить поролоновую или пенополиуретановую прокладку толщиной 8-12 мм, а закрытую крышку прихватить с нескольких местах надёжным скотчем.
После доставки инструмента на новое место все операции по его перемещению делаются в обратном порядке.
Температурный режим
Если перевозка пианино делается в холодное время года, когда температура в помещении, где оно ранее находилось, и температура воздуха отличается существенно, во время размещения инструмента в новом для него помещении лучше не распаковывать его как минимум сутки. Окна или форточки лучше открыть. На неприкрытых местах не вытирать образующийся от перепада температур и влажности конденсат.
Только по прошествии суток можно снять слои упаковки и начинать устанавливать на место снятые перед перевозкой детали.
Перевозка фортепиано
Сначала уточнение по терминам рояль и фортепиано. Разница существенная только для таких специалистов, как настройщики и регулировщики механизмов, для музыкантов-исполнителей эти понятия равнозначны. Поэтому встречающиеся в тексте разночтения в названии пусть вас не смущают.
Строй, количество клавиш, педальное управление звуком у фортепиано и пианино одинаковое. Разные у них габаритные размеры и масса. Притом существует как минимум 5 разновидностей роялей, самый маленький из которых – миниатюрный, весит 350 килограммов и имеет габаритный размер по верхней крышке от клавиатуры полтора метра. Сравните с самым тяжёлым пианино – максимум 200 кг.
Размеры и вес самого массового (салонного универсального) – 200-215 см по размеру верхней крышки от клавиатуры, вес – до 480 кг. А большой концертный рояль весит до 700 кг и длину имеет до трёх метров!
Естественно, ни о какой перевозке в целом виде ни один из этих инструментов не предназначен. Отдельно от всего перевозятся:
- Ножки,
- Педальный блок,
- Верхняя крышка, масса которой может достигать 100 кг у большого концертного фортепиано,
- Съёмные (демонтируемые без нарушения целостности корпуса) деки,
- Корпус.
При доставке от производителя к заказчику деталировка становится ещё более мелкой, могут извлекаться и вирбельбанк с деревянным футляром и тяжёлой чугунной рамой со струнами. Для транспортировки могут применяться низкие устойчивые тележки и строп-ленты с мягкими подкладками, количество людей же, принимающих участие в транспортировке инструмента, может доходить до шести.
В начале транспортировки, еще в помещении, где фортепиано находится, нельзя перемещать его волоком по полу – даже если на концах ножек есть ролики. Их функция – не транспортная! Они служат лишь для незначительного перемещения и изменения положения инструмента в пределах 1-1,5 метра, не более. А такой вопрос, как повреждение напольного покрытия в случаях, когда стоит задача перевезти с места на место фортепиано, должен возникать в последнюю очередь!
Заранее просчитывается маршрут транспортировки от места постоянного нахождения, через все двери (их нужно заранее предварительно распахнуть) до самого транспортного средства, на котором фортепиано будет перевозиться. А так как в большинстве случаев инструмент будет переноситься на боку (обычно клавишами назад), заранее просчитать ширину дверных проёмов. А иногда и высоту – если двери нестандартные и низкие!
Размещение в кузове автомобиля
Организациям без опыта перевозок по-настоящему Больших Фортепиано (имеются в виду малые концертные и большие концертные) лучше за это дело не браться совсем! Потому что и люди нужны специально обученные, и не каждый автомобиль подойдёт для столь деликатной миссии. «ГАЗель», например, не годится однозначно. Почему? Не хватит места, чтобы расположить инструмент в его привычном положении – горизонтально. А вертикальное размещение во время неизбежной тряски вызовет деформацию корпуса или даже рамы с натянутыми на неё струнами.
Не следует забывать, что рама и без того находится под тяговой нагрузкой около 16 тонн – именно с таким усилием натянуты на ней все струны. И достаточно даже небольшого толчка, переданного конструкции от колдобины на дороге, как на отдельных участках нагрузка может резко увеличиться, что приведёт к деформации рамы. С учётом того. что она отлита из хрупкого чугуна, неизбежен слом всей конструкции. И если даже рама не развалится на неравные куски (а с чугуном такое вполне возможно), то трещина в корпусе неизбежно и непоправимо исказит и звучание инструмента, и его строй. Потом, если разместить фортепиано «на попа», вертикально – каким местом вы установите его на пол? С учётом его не совсем прямоугольной формы?
Итак, ножки демонтированы. Корпус фортепиано вносится в кузов при помощи гидравлического подъёмника или, при его отсутствии, бригадой с количеством людей не менее 4 человек. Для больших роялей – шести.
На чисто выметенный пол без посторонних предметов перед заносом инструмента выкладывается амортизирующий слой. Это могут быть одинакового размера по всем габаритам автомобильные покрышки (должны покрывать пол кузова сплошным «ковром»), или подобные им предметы, сверху прикрытые ещё и мягкими изделиями вроде стёганных одеял или войлочных матов. Трое-четверо держат инструмент внизу, как минимум двое (при отсутствии гидравлики для подъёма) принимают его в кузове и, сдавая назад, постепенно заносят полностью
Разгрузка по новому месту пребывания производится в обратном порядке.
Адаптация фортепиано к новым условиям
После прибытия на новое место, первым делом корпус фортепиано ставят на ножки, и в таком виде инструмент проходит температурную адаптацию к новым условиям.
Что касается температурного режима во время перевозки и при размещении инструмента на новом месте, то нужно дать испариться неизбежному при перепадах температур и влажности конденсату. И чем больше разность температур на улице и в помещении, куда перевезли фортепиано, тем большее время требуется для его температурной адаптации к новым условиям. После исчезновения последних следов влаги (в виде запотевания) на лаковом корпусе рояля можно завершить окончательный монтаж снятых ранее деталей.