Ответственность транспортной компании за груз

Качество и надёжность перевозки напрямую зависит от выбора транспортной компании. Однако даже если выбрать ту организацию, которая имеет самый высокий рейтинг, никто не сможет исключить вероятность возникновения несчастного случая. При перевозке грузов могут возникнуть небольшие повреждения, а также продукция может быть безвозвратно повреждена вследствие возникновения ДПТ.

По большей части ответственность за сохранность груза ложится непосредственно на перевозчика. Однако бывают разные ситуации. Если дело было вынесено на решение суда, то его решение в пользу одной из сторон всегда является достаточно непростым вопросом.

Ниже будет рассмотрена та ответственность, которая может быть возложена на транспортную компанию, а также варианты поведения в случае возникновения спорных ситуаций.

Законодательство по данному вопросу

Документом для оценки зоны ответственности при перевозке является договор. Также используется главе 40 Гражданского кодекса РФ. Она необходима для регулирования взаимоотношений между сторонами. В то же время необходимо подчеркнуть, что часто Гражданский кодекс рассматривает ответственность не более чем в общем. Поэтому чтобы разобраться в конкретном вопросе, необходимо углубиться в детали.

Кто будет нести полную ответственность за груз после того, как он уже был получен? Ответ прост – перевозчик. Заказчик доверяет свою продукцию компании по перевозке, и подписывает все необходимые документы, в которых прописаны условия. Естественно, с ними необходимо тщательно ознакомиться. Компания до тех пор, пока ей не удастся доказать наличие обстоятельств, которые привели к повреждению, не может уйти от ответственности. И также долго быть подтверждено, что этого нельзя было избежать. При этом в спорных ситуациях не используется презумпция невиновности.

На сегодняшний день действует множество установок, кодексов и статей, которые рассматривают данный вопрос. При этом важно понимать, что для каждого типа транспорта, используемого для перевозки, существуют свои особенности. Все они разбираются в частном порядке. Перевозчик является лицом, которое должно учесть все условия, необходимые для выполнения возложенных на него обязательств. В качестве нарушений со стороны перевозчика могут быть расценены проявления неправомерного поведения, а также установленный факт того, что при перевозке были допущены грубые ошибки, которых можно было избежать, что повлекло за собой убытки.

В то же время, даже если было доказано, что именно перевозчик виноват в том, что груз не был доставлен в целости и сохранности, он не всегда несет ответственность. Противоправным считается только то действие, которое нарушает установленные нормы права. При этом также действуют субъективные права, которые нельзя списывать со счетов. Каждый случай рассматривается в индивидуальном порядке, и крайне важно, чтобы при его анализе были учтены все нюансы, которые привели к появлению конкретного результата. Здесь нет места для субъективных оценок, и анализ ситуации должен производиться исключительно в рамках действующего законодательства.

Также необходимо понимать, что у разных транспортных компаний может быть разная зона ответственности в зависимости от условий договора. Тем компаниям, которые выбирают для себя перевозчика и хотели бы получить гарантированно высокий результат, стоит уделить внимание этому моменту. Пописать дополнительные условия договора займет минимум времени. При этом можно быть уверены в максимальной сохранности и защите груза.

Если перевозчиком не были совершены действия, направленные на сохранность грузов, либо, наоборот, были совершены действия, которые причинили ущерб грузу, то такое действия по умолчания переходит в разряд неправомерных и при наличии других условий влечет за собой соответствующую ответственность.

ДТП и варианты освобождения от ответственности для перевозчика

Автомобильные перевозки – это отдельный вопрос, и ответственность при данном варианте рассматривается по своим принципам. Главней причиной возникновения спорной ситуации является ДТП, которое было спровоцировано третьими лицами.

Необходимо поинмать, что аварийные ситуации бывают разными, однако даже если виной послужили третьи лица. Это не является гарантией того. что на них может быть переложена ответственность. Каждый случай индивидуален. Если же в инциденте виноват сам перевозчик, то это дополнительный минус в данном вопросе.

С транспортной компании может быть снята ответственность в том случае, если виновность третьего лица была доказана, а также было подтверждено, что водитель соблюдал все правила и был максимально осмотрителен. Таким образом, ему просто не удалось предотвратить аварию по независящим от него причинам.

Перевозимый груз можно максимально обезопасить, однако при это необходимо заранее позаботиться о страховании грузов. Именно страхование часто является той мерой, которая должна быьт использована для того, чтоб предотвратить ДТП либо их последствия.

Когда транспортная компания не несет ответственность за груз

Необходимо выделить ряд основных причин, которые могут быть использованы для снятия ответственности:

– проблемы, возникшие по вине грузополучателя либо грузоотправителя;

– поврежденная упаковка, не обнаруженная при первичном осмотре груза;

– отсутствие указаний на определенные особенности;

– наличие ошибок в документах.

Каждый вид транспорта, используемый при перевозках, имеет свои исключения. Для железнодорожных перевозок это ряд естественных свойств самого груза, которые могут привести к повреждениям. Также в случае с некоторыми товарами у них изначально была повышенная влажность, что является серьезным фактором риска.

Если специалисты транспортной компании приложат достаточно усилий, то им удастся доказать, что доставить груз в сохранности было в принципе невозможно, то ответственность будет снята в полном объеме. Перевозчик не может быть избавлен от ответственности только лишь потому, что ситуация попадает под одно из обстоятельств, описанных выше.

Моменты, на которые необходимо обратить внимание

Важную роль играет изначальное четкое разграничение между сторонами уже на этапе подписания договора. Необходимо добиться такого положения вещей, при котором груз во время всего процесса транспортировки находится под контролем.

Ответственность за груз ложиться на плечи транспортной компании, если уже состоялось подписание первого сопроводительного документа. Также так происходит при получении документа с отметкой о приемке водителем. Поэтому каждой из сторон небооходимо тщательно следить за процессом подписания любой документации.

Ключевую роль здесь играет корректное оформление тех документов, которые сопровождают груз. Поэтмоу они должны быть проверены от начала и до конца в точке выгрузки. Если же были обнаружены дополнительные обстоятельства в форме брака, недостачи либо повреждения груза, то существует стандартная форма ТОРГ-2, используемая для решения задачи. Она используется для составления соответствующего акта до того момента, как документы о приемке были получены водителем от грузополучателя. Иначе выставить претензия транспортной компании не представляется возможным.

Дополнительно уточняется ответственность за груз, которая может быть попалетной, поштучной, покоробочной и артикульно-покоробочной. То есть тот водитель, который получил 10 коробок товара, должен передать именно 10 коробок грузополучателю. Если произошли какие-то изменения в количестве товара, ответственность не ложится на транспортную компанию.

Особенности возмещения ущерба

Ключевые варианты таковы:

-при неполном прибытии груза компенсация стоимости ложится на перевозчика;

– при наличии повреждений компания возмещает сумму понижения стоимости;

– при заявленной стоимости перевозчиком компенсируется соответствующая доля.

Таким образом, прежде, чем предъявлять иск к транспортной компании, должны быть обозначены соответствующие цифры согласно договору перевозки.

Для надежного отслеживания груза на каждом этапе перевозки необходимо внедрение качественной системы управления перевозками со стороны компании-производителя. Такие системы позволяют удобно и надежно хранить все данные о грузе, благодаря чему случае возникновения экстренных ситуации возможно оперативное реагирование со стороны всех участников цепочки, что позволит минимизировать последствия.

Безусловно, потеря или повреждение грузов является непростой ситуаций, разобраться в которой не всегда удается с одного раза. Однако при ответственном подходе начиная ещё с этапа подписания документов, можно минимизировать любой ущерб, сделав перевозки максимально надежными. Внимательное отношения к деталям при подборе перевозчика и проработке условий сотрудничества с ним позволит свести риски к минимуму.