Установка ГБО на грузовой автотранспорт

Небольшая цена на газ и его доступность – основные факторы того, что многие грузовики переводятся владельцами на газовое топливо. Причем экономят, не только на старых карбюраторных моделях ГАЗ, ЗИЛ, но и на вполне новых дизельных машинах.

Более всего востребовано ГБО на грузовые автомобили марки Газель.

ГБО по поколениям. Что это значит?

ГБО или газобаллонное оборудование прошло длинный путь от примитивных установок, которые имели минимальное вмешательство в систему подачи топлива от производителя. И как следствие, все последующие вариации были основаны на этом. Но современные топливные системы предлагают три варианта топливоподачи:

– через карбюратор (механическая модификация);

– через инжектор (электронная версия);

– впрыск напрямую.

На основе этих систем производились ГБО в последующих поколениях. Одни из них полностью повторяют систему, другие функционируют через штатный, но модифицированный бензиновый трубопровод.

1. Газобаллонное оборудование первого поколения

Первые ГБО – простота и элементарность конструкции. Оборудование могло работать на сжиженной смеси пропана и бутана. Смесь получила такое название, так как газ должен был находиться в жидком состоянии, а это значит, что в баллоне должно быть давление 16 атм. А метан в баллоне находится в сжатом состоянии при давлении около 200 атм.

Газ из герметически закрытых емкостей поступал по трубопроводу в испаритель, где топливо становилось парообразным и проходило далее в редуктор, дозировавший количество газового топлива в двигатель.

У первого поколения блоки редуктора и испарителя были раздельными. Но позже они были соединены в одну конструкцию.

Нужно заметить, что оборудование первого поколения имело множество проблем, главной из которых была длина пути топлива от редуктора к мотору. Плохо срабатывал клапан при запуске «на холодную» и другие проблемы. Но главное было в том, что эта версия стоила недорого, а экономия бензина была реальная.

2. Газобаллонное оборудование второго поколения

По принципу функционирования, второе поколение – модернизация первого варианта. Здесь появился электромагнитный клапан в редукторе, управление которым могло выполняться электроникой, нажатием кнопки, расположенной в салоне. Далее – выбор топлива, то есть, нет газа – едем на бензине и наоборот. Двигатель «на холодную» заводился проще, потому что появилась автосистема, подающая газ в камеру перед запуском. Второе поколение начали применять на инжекторах, что усилило популярность оборудования.

3. Газобаллонное оборудование третьего поколения

Третье поколение ГБО – практический отказ от карбюраторных систем и работа только с инжекторами. А это требовало усовершенствования конструкции, чтобы повторить принцип функционирования инжекторной системы подачи топлива. Редуктор оснастили датчиком температуры, данные с которого управляли клапаном. Он переключал автоматически на нужное топливо, пока не прогреется редуктор. Появился шаровой двигатель и клапан, которые регулировали количество бензина. А дозировка выполнялась на показаниях кислородного датчика. Новшества ,внесенные в ГБО 3 полностью соответствовали стандартам ЕВРО 2, при этом улучшилась работа двигателя и снизилось потребление топлива, в сравнении с ГБО 1 и ГБО 2.

4. Газобаллонное оборудование четвертого поколения

ГБО 4 – последняя модифицированная версия ГБО 1. Здесь уже есть распределенный и полноценный впрыск, который аналогичен работе инжектора. Здесь уже есть блок управления, редуктор не подает топливо в мотор. Эти изменения дали возможность сделать два независимых трубопровода, которые повышали надежность и безопасность авто. Повысилась мощность и динамика авто, а расход газа и бензина практически сравнялись. Электронный блок стал эффективно комбинировать топливо в разных ситуациях.

5. Газобаллонное оборудование пятого поколения

Пятое ГБО полностью отличается от предыдущих версий. Для топлива применяется смесь пропан-бутан, система работает без испарителя и редуктора. Баллон оснащается насосом по аналогии с бензонасосом, а для подачи газа применяются трубки с высоким давлением. Вообще, во всей системе появились положительные моменты:

– легкий старт «на холодную»;

– конструкция упростилась без редуктора;

– топливо расходуется одинаково по объему;

– нет резиновых трубок, а только пластиковые, которые лучше держат давление и снижают утечки.

Но есть реальный минус – высокая цена на само оборудование, монтаж и обслуживание.

6. Газобаллонное оборудование шестого поколения

Сегодня шестое поколение – последнее слово для данной системы. Вмешательство в функционирование мотора и системы подачи топлива минимальное. Все элементы на своем месте: трубки для подачи топлива, форсунки и пр. В России пока шестое поколение не появилось, но и в Европе оно пока дефицит.

Преимущества установки ГБО на грузовики

Учитывая, что даже малотоннажная Газель, «много кушает бензина», многие из владельцев интересует, какие есть преимущества от установки ГБО на Газель.

Для Газелей подходит 2 и 4 поколение ГБО с учетом модификации мотора. Для грузовиков применяется метан. Владелец при переводе на газ получает следующие плюсы:

– снижение расходов на бензин – главный плюс в грузовых перевозках, повышающий рентабельность. Хотя расход газа будет до 20% больше, чем бензина, но «голубое топливо» втрое дешевле;

– быстрая окупаемость расходов на установку ГБО, происходит из-за того, что двигатели у Газелей по конструкции просты и им не нужно дорогостоящее и сложное оборудование;

– в Газели достаточно места для оборудования;

– установка комплекта ГБО никоим образом не снижает ресурс автомобиля, не влияет на его надежность и безопасность;

– метан-бутан имеет малое число тяжелых выбросов при высоком октановом числе. Газовое топливо сгорает лучше бензина, соответственно можно до 40% снизить уровень вредоносных выбросов.

К вопросу о минусах. Есть мнение некоторых владельцев, которые утверждают, что быстро сгорают клапаны на двигателе. Но это единичные мнения, которые нельзя считать минусами. Есть момент потери мощности, но он очень мал, всего 5%. Но главный недостаток – расходы на установку.

Производители ГБО и его стоимость

На рынке газобаллонного оборудования лидерами остаются европейские производители из Италии: Zavoli, Lovato,Tartarini,Landi, Renzo, BRC. Не менее популярны бренды из Польши и Турции. Российский производитель представлен компаниями «САГА», «Компрессор», «Полиавто», НЗГА. Чем больше популярность бренда, тем выше цена на предлагаемую продукцию.

Самый экономичный вариант ГБО для автомобилей с карбюратором стоит около 6 тыс. руб. Сложные системы, которые имеют сложные электронные системы, дополнительные датчики и блоки стоят вчетверо дороже.

К вопросу о правилах эксплуатации

Установить ГБО на грузовик этого мало. Установку нужно узаконить. Это значит, что делается запись в транспортное средство и в свидетельство о регистрации. Это трудоемкая процедура со значительной потерей времени. Необходимо дважды побывать в дорожной полиции, посетить центр сертификации. Нужно учесть, что за каждую справку придется платить, не считая оплаты оборудования и его монтаж. Еще один нюанс заключается в прохождении технического осмотра. Его проходят на специализированных и сертифицированных СТО, которые имеют право на проведение данных работ.

Далее необходимо предоставить дополнительную документацию:

– свидетельство о прохождении проверки баллона;

– документ, подтверждающий установку ГБО;

– копия лицензии компании установщика на проведение данных работ.

При самостоятельной покупке газобаллонного оборудования, нужно обязательно взять у продавца копию сертификата на комплект оборудования (баллон и остальное).

При эксплуатации автомобиля, все эти документы должны быть у водителя, чтобы избежать штрафов ГИБДД.

Техническое обслуживание автомобилей, работающих на газу, проходит в индивидуальном порядке. Меняются фильтры, проводится регулировка и плановый осмотр. Для тех, кто установил ГБО, первая проверка должна выполняться не позже, чем через 10 месяцев. Баллон проверяется один раз на два года.

Уплотнители на соединениях меняются примерно на 50 тыс. километров пробега, а воздушные фильтры еще чаще, после каждых 7,5 тыс. километров пробега. Газовый фильтр меняется после 15000 километров.

Также нужно учитывать, что есть ограничения для проезда автомобилей, на которых установлен газ на авто. Это непроветриваемые проезды и подземные стоянки, на которые есть специальные запрещающие таблички. Такие ограничения упреждают аварийные ситуации от протечек газа.

В случае продажи автомобиля могут также появиться трудности. Это недоверие покупателя в том, что грузовик имеет малый пробег. Следовательно, осмотр будет более придирчивым, что значительно скажется на сумме. Она будет ниже запланированной.

Заключение

Каждый владелец грузовика выбирает сам, устанавливать ГБО или нет. Для этого нужно просто посчитать первоначальные и последующие затраты, а также учесть, что при малом ежегодном пробеге, возня с переходом на газ может быть не рентабельной.